Англия "украла" футбол на Брянщине В четверг, 14-го октября, все прогрессивное человечество отмечает 265-летие со Дня рождения графа Шандыбина. В Брянске живет версия, что Его Cиятельство стал основоположником футбола на Брянщине. Он же дал имя самой многочисленной и известной формации фанатов брянского "Динамо". Именно "Шандыбинс Брянск", начиная с 2005 года, отмечает дни рождения графа Шандыбина. Лишь второй раз за эти годы праздничная дата придется на календарный матч их любимого клуба. - В целом праздник традиционно проведем "по-семейному", для своих, – рассказал нашему сайту один из лидеров "шандыбинцев" Сергей Петрович. - Кое-что, выплеснется на трибуны – все же календарный матч обязывает. Будут призы, подарки, некий перфоманс – увидите завтра. В принципе, дата не столь круглая, но мы будем постепенно наращивать обороты. Продолжается работа в архивах, мы желаем сделать общенародным достоянием весь масштаб личности Его Сиятельства. А по-настоящему грандиозного, я бы сказал, церителиевского размаха, празднования достигнут к 300-й годовщине, которая, кстати, совпадет и с пятидесятилетием нашего объединения. Впрочем, уже сейчас могу без ложной скромности сказать, что сам факт нашего существования работает на то, чтобы выдающийся русский сподвижник Его Сиятельство граф Шандыбин не был забыт потомками. Предлагаем вниманию наших читателей "шандыбинскую" версию зарождения футбола на Брянщине. О ней, кстати, в свое время уже упоминали и "Советский спорт", и канал НТВ+. Его сиятельство граф Василий С. Шандыбин происходит из русских дворян. Родился 14-го октября 1745-го года. C 1760-го года служил в конной гвардии, участвовал в русско-турецких войнах, где покрыл себя славой. Был ранен при Бендерах и награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В декабре 1790-го отличился при штурме и взятии Измаила, сражаясь в 6-й колонне Кутузова. Отличился также при штурме Очакова (орден Свягото Георгия 3-й степени). В 1791-ом году вышел в отставку по ранению и, будучи чрезвычайно расположен к историческим изысканиям, переехал на проживание в Брянск, где и затеял написать целый ряд работ по истории Государства Российского. Однажды, трудясь над архивами, граф Шандыбин обнаружил, что с незапамятных времен на Брянской земле существовала игра с мячом, которая называлась "шалыгой": игроки ногами стремились загнать мяч в "город" противника. Играли в лаптях на льду рек или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями. Еще одна из таких игр – "кила" – была известна среди крепостных крестьян. Правила ее таковы: "На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу – кожаный, набитый волосом, мяч величиной с человеческую голову. Две партии сходились стена на стену: один из участников вел килу, медленно продвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства игры, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону, в лагерь неприятеля, где им бы завладел противник. Запрещалось бить с носка – при этом можно было нанести удар в ногу оппонента. Запрещалось бить с закилька, то есть, забежав в лагерь неприятеля и, выждав, когда мяч перейдет на его сторону, прогонять его до города – назначенной черты. Нарушающему правила игры мылили шею: "Кила!" – кричали ученики. Это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на свое место". Любопытно, что на игру в мяч русские люди шли охотнее, чем в церковь, поэтому именно церковники, в первую очередь, призывали к искоренению народных игр. Еще в своде церковных постановлений XVI-го века было сказано об играх в мяч: "Аще кто в праздники, или в недели, или в святые вечера на игрища ходит, семь лет да запретится, поклонов сто на день и двести молитв". В указе царя Алексея Михайловича от 1648-го года было сказано об играющих в мяч: "А которые люди от сего богомерзкого дела держаться и по нашему указу тем людям велено делати наказание: и вы б тех велели бить батогами, а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерзкие игры и вдругорядь, и вы б тех ослушников велели бить батогами; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине и в третие и четвертые, и тех, по нашему указу, ведено ссылать в украйные города". Чрезвычайно заинтересовавшись, граф Шандыбин прознал, что подобная игра существует в Англии, и тут же отправился туда, дабы ознакомиться с нею на месте и посмотреть, чем она лучше противу русской. Приехавши, его сиятельство обнаружил, что жители английских селений устраивают своеобразный футбол, в котором участвуют все мужчины. Игра проходила по всем улицам и площадям поселка, не подчиняясь никаким правилам. Иногда она продолжалась целый день, так как ворота могли находиться на расстоянии 3-5 км друг от друга. Считалось, что тот, кто нанесет наибольший вред мячу, весь год будет избавлен от бед и болезней. Подобные обстоятельства его сиятельство граф счел сумбурными и лишенными какого бы то ни было разума, и с тем вернулся на родину, где на основании уже существующих правил игры в "килу" и "шалыгу" разработал единую систему правил, после чего собрал из своей челяди две команды. Не будучи лишен известного чувства юмора, Его Сиятельство дал командам названия: тех, кто присматривал в хлеву за свиньями, так и назвал: "Свиньи", а мужиков с конюшни назвал, стало быть, "Кони". С тех пор еженедельно сии мужики между собою играли с переменным успехом; затем и соседние помещики таковой забавой заинтересовались, и вскоре команд стало числом десять, а там и двенадцать. Что же до Англии, то оттуда посмотреть на российские достижения прибыли специальные лорды. Посмотревши, они тихонечко все записали, после чего уехали обратно и обосновали свой футбол так же, как и русский, но никому о том не сказали, потому и принято думать, что футбол на самом деле пошел из Англии.
Владимир МИТРОФАНОВ, OneDivision.ru, Брянск |